Югра

В результате начавшейся в 1930 г. коллективизации в округе прошло первоначальное землеустройство. Участки, считавшиеся прежде собственностью богатых оленеводов, были отданы в пользование колхозам, товариществам, малооленным ненцам. Поначалу создавались преимущественно товарищества по совместному ведению охотничьего и рыболовного промысла или выпасу оленей; впоследствии большинство из них приняли колхозную форму организации труда и устав сельскохозяйственной или рыболовецкой артели. В 1932 г. в колхозы объединилось 23 % оленеводческих и 75 % рыболовецких хозяйств. В процессе коллективизации нередко полностью обобществлялось домашнее имущество: оленьи упряжки, чумы, инвентарь, собаки и т.д. Позднее эти шаги были названы «перегибами», и с 1933 г. процесс коллективизации осуществлялся с более полным учетом реальной жизни.

В ходе коллективизации частично обобществлялся скот. Поголовье его в 30-х гг. значительно выросло и составило в хозяйствах всех категорий на конец 1940 г. 4,6 тыс. голов крупного рогатого скота, 3,4 тыс. овец и коз, 2,3 тыс. лошадей.

Большой урон экономическим и социальным преобразованиям в сельском хозяйстве нанесли репрессии. От них пострадали сотни наиболее крепких хозяйств в деревнях и тундре. Главы многих семей были осуждены, члены семей высланы на спецпоселение в Коми АССР, в Пустозерск и Оксино.


Заметное влияние на развитие промышленности в округе оказала индустриализация страны. Быстро выросло производство пиломатериалов на восстановленном в 1927 г. лесозаводе — с 30,7 тыс. м3 в 1929 г. до 51,9 тыс. м3 в 1940 г. Совершенствовался рыбный промысел, организованы моторно-рыболовные станции, открыты рыбзаводы в Шойне, Индиге. Вылов рыбы увеличился с 1,2 тыс. т в 1929 г. до 8,6 тыс. т в 1940 г. Был налажен выпуск строительных материалов на Пылемском и Екушанском кирпичных заводах. Началась электрификация Нарьян-Мара. Увеличились объемы промышленного и жилищного строительства. В 1937 г. на Печоре были проведены дноуглубительные работы, работал Печорский морской торговый порт. В округе появилась своя авиация. Самолеты окрисполкома освоили воздушные трассы Архангельск — Нарьян-Мар — Амдерма, Нарьян-Мар — Тобседа, Нарьян-Мар — Индига и др. Изменилась организационная структура потребительской кооперации, был создан окружной потребсоюз. К 1940 г. завершилась коллективизация оседлого населения, а также хозяйств оленеводов-кочевников, за исключением незначительной части на востоке Большеземельской тундры. На территории округа появились новые населенные пункты: Амдерма, Индига, Шойна, Белушье, Нельмин Нос, Тобседа, Шапкино, Каратайка и др. Началось строительство рабочего поселка Нарьян-Мар, который с 7 октября 1932 г. стал окружным центром, а в 1935 г. преобразован в город. До 1940 г. в нем было построено около 120 жилых домов. В предвоенные годы город играл важную роль в качестве опорной базы в освоении угольных и нефтяных месторождений в Коми АССР, в освоении Арктики.

На особенно важных участках применялся труд репрессированных. Силами заключенных и спецконтингента НКВД СССР велась разработка флюорита в Амдерме, добыча угля в Воркутинском угольном бассейне. Добыча флюорита возросла с 256 т в 1933 г. до 11,5 тыс. т в 1936 г.

На́рьян-Мар (нен. Няръяна мар" — «Красный Город») — город (с 1935) в России, административный центр Ненецкого автономного округа.Находится за полярным кругом.Население — 19,3 тыс. чел. (2008).Город расположен в низовьях реки Печоры, в 110 км от Баренцева моря.Расстояние от Москвы до Нарьян-Мара — 1500 км, от Архангельска до Нарьян-Мара — 660 км.Ближайшая железнодорожная станция — Усинск, находится на расстоянии 376 км по зимней дороге.Аэропорт Нарьян-Мар — военно-гражданский аэропорт в 3 км к востоку от города Нарьян-Мар. Принимаемые воздушные суда: ВС 2-4 кл., вертолёты всех типов. Максимальный взлётный вес — 80 тонн.

Создать бесплатный сайт с uCoz