Югра

После поражения Новгорода (1471 г.) и присоединения его к Москве (1478 г.) к Московскому государству перешли и новгородские владения. Стремясь закрепиться на новых землях и расширить пушные и морские промыслы, Москва предприняла военные экспедиции в Югорские земли. Возможно, она была обеспокоена и появлением воинственных ненцев-самодиицев в тундрах северо-востока Европы, приход которых ослаблял и прерывал прежде прочные и стабильные связи с аборигенным доненецким населением. Наиболее значительным был московский поход 1499—1500 гг. Отряд численностью более 4 тыс. человек под руководством князя Семена Курбского, воевод Петра Ушатого и Василия Гаврилова вышел на Печору северным и южным водно-волоковыми путями. В низовьях реки, на берегу Пустозера, в зоне традиционных контактов русских с аборигенным доненецким населением ими была заложена порубежная государева крепость Пустозерск — первый город за полярным кругом. На гарнизон крепости возлагалась задача охраны границ Московской Руси с Югрой, а также бесперебойное обеспечение поступления даннической «мягкой рухляди».
[Кликните для увеличения (в новом окне).]

Реконструкция Пустозерска. Автор - академик архитектуры А.В. Ополовников (при участии А.Е. Ополовниковой). Фонды ПКИПМ

Вскоре, в 1502 г., была учреждена Пустозерская волость. В 1586 г. к ней присоединены Усть-Цилемская и Ижемская слободки, до этого входившие в состав Вымской земли. В начале XVII в. волость преобразована в Пустозерский уезде центром в Пустозерске. В нем проживало к тому времени около 2 тыс. человек. Три храма — церковь Преображения Спасова, Введения пречистые и Никольская — подчеркивали величие и значение его.

В XVI—XVIII вв. Пустозерск — главный административный, промысловый и торговый центр огромного Печорского края, территория которого простиралась с севера на юг от Баренцева моря до р. Вычегды, с востока на запад от Урала до р. Мезени. Пустозерск являлся мощной перевалочной базой и стратегическим опорным пунктом на великом торговом пути Русского государства. В Пустозерск морские пути приводили караваны купеческих судов, через него шли торговые пути посуху — за Урал-Камень в Сибирь. Огромна его роль как на сухопутном, так и морском пути в низовья Оби и Енисея, а с XVII в. — в «златокипящую» Мангазею, город в устье р. Таз, поставленный пустозерцами и зырянами.

Со второй половины XVI в. широкую известность получили Пустозерские крещенские ярмарки, на которые съезжались сотни самоедов Европейского, Обского и Енисейского Севера, промышленные и торговые люди из всех поморских городов. Главными предметами торговли пустозерцев и ненцев были рыба, пушнина, оленина и дичь. Их обменивали на хлеб, ткани, изделия из металла, пеньку, коноплю, орудия промысла, хозяйственный и бытовой инвентарь.

К ярмаркам приурочивался и сбор ясака. Ненцы, проживавшие во всех тундрах от востока до запада, выплачивали в казну так называемую луковую дань, взимавшуюся с одного лука: пустозерские — по два песца со взрослого мужчины, а югорские и иные ненцы — по соболю. С конца XVII в. луковая дань стала выплачиваться деньгами, а также шкурками белок и горностаев, лосиными и оленьими шкурами.

Русские селились вдоль берегов Печоры, живя рыбным и морским промыслом, ловлей куропатки и зверя, а также скотоводством. Эти же занятия стали основой жизни коми-пермяков, заселивших в начале XVI в. низовья Печоры. Великий князь московский Иван III пожаловал им рыбные тони за участие в русских рудоискательных экспедициях 1491—92 гг. на р. Цильму, а также в военном походе «в Югру» в 1499—1500 гг. В ходе рудоискательных экспедиций были найдены медные и серебряные руды, заложены рудники и плавильные печи. Здесь впервые в Московском государстве началась выплавка меди, а также серебра и даже золота, из которых на монетном дворе в Москве чеканили монеты и медали.

К концу XVI в. русские и коми освоили промысловые угодья в бассейне Печоры от Усть-Цильмы до побережья, а по побережью — до Варандея. На зверобойный промысел пустозерцы уходили до Груманта (Шпицбергена), к Матке (Новой Земле). Вблизи рыбных тоней они строили временные постройки, служившие жильем в летнее время. С годами они заменялись постоянными дворами, которые и дали начало промысловым поселениям — жирам. В 70-х гг. XVII в. вокруг Пустозерска уже 21 жира — Никитцы, Оксино, Голубковка, Бедовое, Куя, Норыгино, Макарове, Мокеево, Великая Виска, Лабоская (Лабожское) и др. Налогообложение русских и коми проводилось в соответствии с существовавшим законоуложением. Они отдавали в казну с улова каждую десятую семгу, каждый десятый моржовый клык, а также несли в пользу государя и царской казны поборы «с дворов и животов и с промыслов и с рек и с озер и с тонь морских и речных за рыбную ловлю со птичьих и со звериных ловищ и со всех угодий», а также «с сенных покосов».

У каждого из поселившихся на этой обширной территории народов — русских, коми и ненцев была собственная среда обитания: кочевые пути ненцев пролегали в тундре, русские и коми селились по берегам Нижней Печоры и других рек, на морском побережье. Основу жизни кочевников составляло оленеводство, оседлых русских и коми — рыболовство и морской промысел. На протяжении нескольких веков шла «притирка» и взаимопроникновение различных по типу хозяйственных укладов, материальной и духовной культуры. Постепенно на этой территории образовалось гуманитарное сообщество, члены которого, сохраняя национальные особенности, заимствовали друг у друга навыки, обычаи, элементы жизненного уклада, что в большой степени способствовало их выживанию в суровых природных условиях.

Создать бесплатный сайт с uCoz